www.artreflection.ru
www.artreflection.ru

А вы стали дизайнером бисерных украшений?

Вопрос, над которым я буду размышлять в этой статье, сформулировался в моей голове следующим образом: "Кто такой дизайнер украшений из бисера и чем он отличается от человека, просто плетущего из бисера". А в более общей форме: что есть дизайн украшений? Об этом и поразмышляем.

Написать эту статью меня подвигли стенания одной дамы на популярном бисерном сайте. Которая жаловалась на то, что, предложив свои работы на конкурс "Лучший дизайнер украшений" в одной из социальных сетей, она не получила даже диплома. И у меня возникло подозрение, что большинство женщин-бисерщиц о дизайне имеют весьма смутное представление.



Выражусь предельно точно - большинство плетущих украшения из бисера даже не подозревают о разнице между дизайном и недизайном. Сразу оговорюсь: все нижеследующее - мое исключительно личное мнение. Я не претендую на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Но надеюсь, что хоть кто-нибудь задумается. Проснется и начнет задавать себе вопросы.

Что такое дизайн украшений из бисера и кто такой бисерный дизайнер.

Если кратко и "в лоб", то моя первая мысль была такова: каждый элемент отдизайнеренного украшения должен быть внутренне оправдан! А это подразумевает определенный почерк автора. Проглядывание личности плетущего за внешними формами. Я перескочила несколько этапов рассуждения, но все же: за отдельным украшением, за серией из нескольких работ просто обязано проглядывать нечто формообразующее и, может быть, личное. Должна быть видна внутренняя работа автора. Да, если это дизайн.

Сам термин дизайн определяется просто. "Дизайн (англ. design замысел, план, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать) — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя".

Или еще одна дифиниция: "Дизайн — неразрывная взаимообусловленная связь эстетики и технологий, в которой технология задает содержание (суть) вещи или процесса, а эстетика её форму". При этом, художественный дизайн — создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы).
Я надеюсь, после такого вы сами сообразите, кто такой дизайнер!

Я продолжаю облекать в слова свои наблюдения. Потому как рядом с простейшим оплетеным кабошоном или расшитой сеткой иногда встречаются подписи: "авторская работа", "собственный дизайн", "эксклюзивный проект". Причем упор делается на принадлежность автору, а не на принадлежность дизайну. Часто термином "бисерный дизайн" именуют даже те вещи, в которых нет и намека на знание автором законов композиции, цветоведения, эргономики. Психологии восприятия, наконец.
Подведем предварительные итоги. Если вы плетете по чужим схемам - вы не дизайнер.
Если вы используете в украшении данный цвет бисера не потому что так задумано, а потому что только этот оттенок есть в наличии, а за нужным необходимо ехать в магазин - вы не дизайнер.
Если вы плетете свои украшения "по мотивам" чужих работ - вы не дизайнер.
И я задаю вопрос: зачем обзывать свое хобби, свое увлечение, свое дело "для души" дизайном?? Предлагаю четко разграничить в сознании эти два понятия. Можно (и нужно!) получать удовольствие от бисероплетения. И не заниматься при этом бисерным дизайном. А просто плести.

Но если вы претендуете на звание "дизайнер", то придется много и трудно работать. Над собой, над своими украшениями. Читать сложные книжки. Развиваться, изучать новое, набивать шишки и совершать ошибки, расплетать и разрезать. Творить, наконец! Не забывать о том, что дизайн это процесс, в котором работа по продумыванию украшения - главное! Не само плетение, не действие воплощения придуманного в реальность. А именно большой объем внутренней работы, приводящий к результату.

Вопросов много. Вот, например, примерный список по такому важному понятию, как композиционный центр украшения:

Можно потренироваться, задавая эти вопросы, глядя не на свои украшения (иначе будет много эмоций, от которых сложно абстрагироваться), а на чужие.

Помните о том, что каждый элемент украшения должен быть внутренне оправдан. Отсутствие лишних элементов тоже важно. Спрашивайте себя: почему именно этот цвет, этот размер, эта форма, эта линия? Дизайнер просто обязан задавать себе эти вопросы! Не пускать процесс на самотек, а сознательно задавать вопросы и искать ответы! Иначе - не дизайнер он.. Или она..
И многие новички (и не совсем новички) в бисероплетении не задумываются об этом. И я, когда только начинала свой путь в бисероплетении, не задумывалась. И я сознательно не убираю с сайта свои ранние работы. Чтобы была видна разница между просто плетением украшений из бисера и бисерным дизайном.

Между прочим, термин "дизайн бисерных украшений" в Яндексе ищут аж 5 (пять!!) человек в месяц. А, например, "схемы вышивки бисером" - 21778 (двадцать одна тысяча семьсот семьдесят восемь) человек. Делайте выводы о соотношении дизайна и недизайна в современном российском бисероплетении.

Резюмирую:

  1. Разграничивайте понятия.
  2. Получайте удовольствие от того, чем занимаетесь: и от бисероплетения, и от дизайна украшений.
  3. Ставьте четкие цели.


Если вы хотите получать информацию о новых статьях и мастер-классах по бисероплетения с сайта artreflection.ru - подпишитесь на рассылку.



© Copyright 2008-2016. Я надеюсь, материалы этого сайта доставят радость и помогут вам.