www.artreflection.ru
www.artreflection.ru

Про точное следование натуре при рисовании и организацию пространства листа

Художник - не фотоаппарат!

И даже не "не фотограф", а именно что не фотоаппарат. Не механический или электронный механизм фиксации предметов окружающего мира, натуры. А нечто (или что-то) другое. Попробуем разобраться в том, до какой степени следует следовать натуре, а когда надо махнуть на нее рукой. Ведь я люблю рисовать графические листы черной гелевой ручкой, а это не простой карандаш. И возникают естественные сложности: что рисуем, а что - не рисуем!


Про точное следование натуре при рисовании и организацию пространства листа.

И небольшое напоминание в начале. Графика - это язык линий в основном. Мы рисуем линиями, теми линиями, которых в природе не существует. А есть лишь граница между светлым или темным, красным или белым. Графика условна по сути!




Я буду про натюрморт. Так как в нем можно искать и пробовать. Да и как жанр натюрморт мне ближе, причем буквально ближе. Протянула руку, и вот он, натюрморт. Тяжелая чашка с горячим кофе, конфета в шуршащей обертке, красная груша. Ваза с оранжевой яркостью сухого физалиса, бронзовая фигурка улитки.

Графика натюрморта - физалис и углы

Возьмем, например, сухой физалис, стоящий в вазе. Я возьму, конечно.. Яркие оранжевые граммофончики, так и просящиеся на лист блокнота. Рисуем? Да! И я рисую. Рисую с натуры. Ставлю перед собой этот букет, или беру в руку отдельный стебель. Смотрю, как падает свет, как расположен физалис вокруг стебля, смотрю на форму - и рисую. Обращаю внимание на то, как идет стебель, под какими углами сами коробочки находятся по отношению к стеблю и друг другу, смотрю на их размеры.


Про точное следование натуре при рисовании и организацию пространства листа.

Рисую. Но если линия стебля проходит так, что заканчивается точно в углу листа - я так рисовать не буду! Законы композиции против! Я чуть изменю угол наклона, или чуть сдвину стебель. Так, чтобы линия была правее-левее угла листа, или ниже. Если я сажусь рисовать, и вижу, что коробочки физалиса начинаются высоко на стебле, а нижние отломились - я спокойно начинаю рисовать их там, где нужно по композиции мне. То есть ниже. Я считаю: можно спокойно менять расположение предметов, если это необходимо для гармоничной композиции рисунка.

Так как рисунок первичен для меня. Натура вторична.
При этом каждый фонарик физалиса я рисую с натуры, я ничего не выдумываю. Все равно с натуры, хотя уже могу нарисовать по памяти.


Рисуем бронзовую улитку живой!

Или вот маленькая бронзовая улитка, которую я часто сажаю в рисунке на вазу, грушу или край чашки. Она очень похожа на настоящую, но - из металла.


Про точное следование натуре при рисовании и организацию пространства листа.

И, конечно, ее нельзя посадить на стебель цветка - она упадет! Но я вписываю ее в рисунок: беру в руку и рисую там, где она мне нужна.


Рисовать ли реальный цвет предмета?

Или вот еще один пример - конфета. Точнее, цвет и рисунок ее фантика. Ведь вопрос о том, обращать ли внимание на реальный цвет рисуемого возникает очень часто. Особенно, если мы рисуем черно-белый рисунок, а натура - цветная.


Про точное следование натуре при рисовании и организацию пространства листа.

На моем рисунке цвет фантика конфеты - белый. А в реальности он - черный! Но я не могу нарисовать его черным - от конфеты ведь падает тень, да и складки бумажной обертки надо обозначить.. Черное на черном - я так пока рисовать не умею. Возможно, когда-нибудь научусь. А пока спокойно меняю черный фантик на белый! Хотя все конфеты нарисованы с натуры, я их не выдумала.


Рисовать или не рисовать?

Последний пример, пожалуй. И будем переходить от практики к теории. Выводам, то есть.
Как-то я купила для натюрморта красные груши. И они были с наклейками. Сначала я игнорировала эти наклейки.


Про точное следование натуре при рисовании и организацию пространства листа.

А потом решила - нарисую! И я считаю, правильно решила. Так как можно эту наклейку нарисовать в любом месте груши, разбавив монотонность красного цвета.


Делаем выводы о том, что рисуем

Я могу приводить еще множество примеров. Но думаю, вы уловили суть.
Перед началом процесса рисования стоит решить, насколько точным, соответствующим натуре или условно-обобщенным будет рисунок. Можно ли будет определить по нарисованному: груша красная, китайская или сорта конференц. Я о черно-белой графике, в основном. Определяем обязательно, что рисуем, а что не рисуем: собственные тени предметов, падающие тени, реальный цвет, фон условный или реальный, степень выраженности фактуры предмета.


Про точное следование натуре при рисовании и организацию пространства листа.

И я плавно перехожу к наиболее важному для меня пункту. К пространству листа. Точнее, к его гармоничному построению.
Мое мнение: пространство рисунка это вовсе не пространство реального мира. Не надо их путать или смешивать. Картина - один мир, реальность - другой мир. Рисуя, я создаю на листе этот второй мир. Не дубликат, нет. Хотя рисую реальные предметы, конкретные вещи. Но на бумаге эта конкретность становится другой. Новой. Рождается заново. Я боюсь уйти сейчас в философские дебри (или бредни..), но продолжу.

И посоветую в рисунке именно строить, создавать новый мир, новую реальность. Вот это воссоздание нового, иного в рисунке - необходимо почувствовать. Ощутить.
И одна из ошибок многих начинающих (и моя, кстати, тоже!) - рисовать предмет изолированно. В пустоте листа, не создавая для предмета среды, нового пространства, в котором эти яблоко или груша могли бы существовать.

Не менее распространенная ошибка - не видеть границ листа, не ощущать их. Да, это абстрактное знание: у листа бумаге, на котором я рисую, есть границы - должно стать чувственным, реально прожитым. И это тоже, как и многое в рисовании - достигается только практикой. Осознанной практикой.


Про точное следование натуре при рисовании и организацию пространства листа.

И напоследок еще один важный практический совет: обязательно читайте книги и статьи по композиции. Они полезны. И применяйте их на практике. Посоветую одну книгу по композиции, лучшую из мною прочитанных на эту тему. Автор:Калуст Даглдиян. Название: "Декоративная композиция".

И совсем уж теперь последние итоги: прочувствованное сознательное рисование необходимо практиковать. И думать не о том, что рисовать, хотя и об этом можно много интересного сказать - и я скажу позже. А о том - как рисовать и почему именно так, и - какие задачи хочется решить в рисунке. Но о целях и задачах рисования - в следующий раз.


Если вы хотите получать информацию о новых статьях и мастер-классах по рисованию с сайта artreflection.ru - подпишитесь на рассылку.



© Copyright 2008-2016. Я надеюсь, материалы этого сайта доставят радость и помогут вам.